Господдержка предприятий

Союз участвует во взаимодействии с государственными органами по выработке мер господдержки деревообрабатывающей подотрасли. А также принимает активное участие в разработке стратегии и программ развития предприятий, выпускающих деревообрабатывающее оборудование.

Лесопромышленный комплекс России – это динамично развивающаяся неотъемлемая часть отечественной экономики и мирового лесного хозяйства. Данные статистического наблюдения по основным отраслям лесной промышленности свидетельствуют о наличии устойчивых трендов поступательного развития. И главная задача производства деревообрабатывающего оборудования – поддерживать эти тенденции и расширять потенциал отечественной деревообработки путем снабжения отрасли качественным высокоэффективным оборудованием отечественного производства.

Департаментом станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России проводится работа по постоянному мониторингу за данной отраслью.

В целях развития отрасли деревообрабатывающего машиностроения и содействия импортозамещению России реализуется комплекс мер системного и долгосрочного характера, направленных на повышение экономического потенциала предприятий производителей деревообрабатывающего оборудования, а также созданию инновационной и конкурентоспособной продукции.

Кроме того, в качестве общеотраслевых мер поддержки системного характера Минпромторг России реализует следующие механизмы:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12. 2013 г. №1312 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. №3 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. №708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности». Это трехсторонний договор на период реализации проекта между федеральным правительством, региональными властями и инвестором. Данный инструмент позволяет от Правительства и субъектов Федерации получить на долгосрочный период гарантии неизменных, льготных условий ведения бизнеса для инвестпроекта, который реализуется в любой точке нашей страны. По сути, это открывает для инвесторов промышленный потенциал абсолютно всех регионов России. Также заключение СПИК позволяет производителю претендовать на получение статуса российского производителя в отношении товаров, производимых в рамках СПИК, и участвовать в госзакупках наравне с российскими производителями, если установлен запрет или ограничения закупок товаров иностранного производства. Также, в частности, создает необходимые условия по привлечению и поддержке иностранных инвесторов, реализующих совместные проекты по созданию производства на территории Российской Федерации станкоинструментальной продукции на условиях план-графика поэтапной глубокой локализации производства в среднесрочной перспективе.

В настоящее время, государственная поддержка станкоинструментальной отрасли оказывается в рамках ФГАУ «РФТР» (Фонд развития промышленности).

Программа «Станкостроение» предполагает финансирование инвестиционных проектов, направленных на создание серийных производств станкоинструментальной продукции, путем предоставления целевых займов. Отмечу, что в рамках данной программы созданы уникальные условия по финансированию:

  • Ставка зайка – 5%;
  • Сумма займа – от 50 до 500 млн рублей;
  • Срок займа – не более 7 лет. При этом погашение основного долга осуществляется в течение 2 последних лет срока займа;

Программа «Лизинговые проекты» направлена на увеличение сбыта продукции через специализированные льготные инструменты займа с условиями:

  • Ставка займа для лизингополучателя – 5%;
  • Сумма займа - от 5 до 250 млн рублей;
  • Срок займа – не более 5 лет.

Минпромторгом России разработан и с ноября 2014 года реализуется механизм, предполагающий установление доли закупаемого отечественного технологического оборудования по государственным программам промышленности с поэтапным повышением до целевого уровня в 60% к 2020 году.

«Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производства и реализацию пилотных партий промышленной продукции потребителям в 2016-2017 годах» предполагает компенсацию части расходов российских промышленных предприятий на реализации пилотной партии промышленной продукции.

Выпуск и реализации начальной партии связаны с повышенными издержками, которые не позволят сформировать привлекательные для потребителей условия. Компенсироваться будет до 50% от понесенных расходов промышленного предприятия. В 2016 году планируется поддержать проекты на общую сумму 1 млрд. рублей.

Департаментом разработан план мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности, утвержденный приказом Минпромторга России от 31 марта 2015 г. №650.

Кроме того, создано Агентство по технологическому развитию, основным направлением которого является содействие по приобретению современных зарубежных технологий отечественными предприятиями. Поддержка будет оказана любому заявителю.

  • Программы поддержки и займов в Фонде развития промышленности. Бюджет фонда – 20 млрд. рублей.

Программы поддержки: «Лизинг». ФРП участвует в финансовом обеспечении лизинговых проектов, направленных на поддержку технологического перевооружения и / или модернизацию основных производственных фондов российских промышленных компаний. Участие Фонда в лизинговом проекте обеспечит финансирование части аванса за лизинговое оборудование, другая часть аванса должна формироваться за счет средства лизингополучателя. При этом, бюджет проекта должен быть больше 20 млн. руб., сумма займа от 5 до 250 млн. рублей для финансирования от 10% до 50% от обязательного для заявителя-лизингополучателя платежа первоначального взноса (аванса), срок не более 5 лет.

Программы займов: «Проекты развития» (займ 50-300 млн) срок не более 5 лет, общий объем бюджета проекта от 100 млн, целевой объем продаж новой продукции не менее 50% от суммы займа в год, софинансирование со стороны заявителя, частных инвесторов или банков 50% и 15% за счет собственных средств/средств акционера; «Консорциумы» (займ 100-500 млн) срок не более 7 лет, объем бюджета проекта от 500 млн рублей, целевой объем продаж новой продукции не менее 50% от суммы займа в год, софинансирование со стороны заявителя, частных инвесторов или банков 70% и 15% за счет собственных средств/средств акционера; «Станкостроение» (займ 50-500 млн. рублей) срок не более 7 лет, объем бюджета от 71, 5 млн руб, целевой объем продаж не менее 30%, софинансирование со стороны заявителя, частных инвесторов или банков 30%); «Совместные займы» (региональная программа) (займ 20-100 млн) срок не более 5 лет, общий объем бюджета проекта от 40 млн., целевой объем продаж новой продукции не менее 50% от суммы займа в год, софинансирование со стороны заявителя, частных инвесторов или банков 50% или 15% за счет собственных средств/средств акционера.

  • Мера стимулирования технологического оборудования, не подлежащее обложению налога на добавленную стоимость. Нормативный документ: Постановление Правительства РФ от 30.04.2009г. №372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
  • Мера стимулирования товаров с высокой длительностью производственного цикла. Нормативный документ: Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 г. №468 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев».
  • Мера стимулирования товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления. Нормативный документ: Постановление Правительства РФ от 12.07.2011 г. №565 «Об утверждении перечней товаров в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления».
  • Мера по трансферу иностранных технологий. Для целей стимулирования процессов трансфера современных технологий предусмотрено задействование механизма специального инвестиционного контракта в рамках реализации Федерального закона «О промышленной политике» (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 г. №708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности».) Данный механизм создает необходимые условия по привлечению и поддержке иностранных инвесторов, реализующих совместные проекты по созданию производства на территории Российской Федерации станкоинструментальной продукции на условиях план-графика поэтапной глубокой локализации производства в среднесрочной (3-5 лет) перспективе.